Эффективное сочетание маркетинга и дизайна для формирования имиджа интернет-магазинов
09.01.2024 в 11:12Данным постом мы ответим на 2 вопроса:
- Для чего интернет-магазину дизайн и маркетинг?
- Как выглядит эффективное сочетание дизайна и маркетинга?
Давайте начнем с базовых определений. Маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Дизайн — это инструмент маркетинговых коммуникаций. Коммуникации происходят между производителем товара или услуги и его конечным потребителем. Дизайн же в этой коммуникации играет крайне важную посредническую роль, донося до покупателя бизнес-цели и смыслы в доступном виде. Некоторые сказали бы - “А почему нельзя обойтись без дизайна? Ведь можно прийти к покупателю и просто сказать - “купи слона!”.
Но дизайнер, в большинстве случаев — художник, который говорит о визуальной гармонии, стиле и композиции, а бизнес, это всё же история о затратах, прибылях а, в нашем случае, еще и социальных целях. Здесь язык маркетинга становится тем инструментом, который понятен как дизайнеру, так и руководству предприятия. Такие понятия, как «целевая аудитория», «лояльность», «узнаваемость», «релевантность», «точки контакта с брендом» позволяют эффективно взаимодействовать маркетологам c дизайнерами и строить конкуретноспособные IT-продукты. Интернет-магазин как раз является по своей сути IT-продуктом, который имеет определенный жизненный цикл, или как это еще называют пайплайн.
В этом жизненном цикле и кроется эффективное сочетание маркетинга и дизайна.
Все начинается с формирования идеи, коллективного мозгового штурма и компиляции. Но каждая идея перед этапом реализации должна пройти через процедуру анализа, для определения целесообразности и пути развития данной идеи.
Проводится ряд исследований. Набор исследований в различных проектах отличается и может занимать не один год, поэтому разберем наиболее актуальные и релевантные для разработки интернет-магазина:
- Оценка объёма рынка по методу PAM, TAM, SAM, SOM, для прогноза перспектив роста интернет-магазина: PAM (Potential Available Market) - Потенциальный объём рынка реализации лекарственных препаратов с учетом динамики роста на период до 5 лет. TAM (Total Addressable Market) - Текущий объём рынка. SAM (Served Available Market) - Доступный объём рынка, который показывает, сколько средств уже тратят потребители, на покупку лекарственных средств дистанционным способом. SOM (Serviceable & Obtainable Market) - Реально достижимый объём рынка. Это объём продаж, который интернет-магазин может получить с помощью доступных инструментов.
- PEST-анализ (P - political, E - economical, S - social, T - technological) для оценки трендов рынка. PEST-анализ изучает только внешние факторы. Компания не может на них повлиять, но может заранее предусмотреть возможные варианты действий, если что-то случится.
- Целью конкурентного анализа является поиск ключевых показателей конкурентов и сравнение их со своими. Конкурентный анализ поможет: выявить на рынке «пробелы», которые можно закрыть, разработать новые услуги, определить тенденции рынка и более эффективно проводить маркетинговые активности.
- Обязательным этапом является составление портрета целевой аудитории, без которого в наше время разработка маркетинговой стратегии невозможна.
Просто нарисовать дизайн недостаточно. Следующим этапом разрабатывается UX-дизайн (User Experience), т. е. пользовательский опыт, или ожидаемая модель поведения пользователя внутри нашего продукта.
На данном этапе дизайнер визуализирует алгоритм поставленной задачи путем создания сценариев использования продукта.
Обычно проектирование идёт по методу «прогрессивного джипега», когда сначала делается структура целиком, а детали прорабатываются постепенно. Черновой прототип, который показывает идею, называется вайрфреймом.
Между этапами прототипирования и проектирования может пройти несколько итераций, т.к. происходит презентация прототипа, его тестирование и улучшение.
Далее мы переходим к этапу проектирования UI (User Interface), т.е. визуальной части интернет-магазина. В UI-части дизайнер следит не только за общей красотой интерфейса, но и за тем, чтобы пользователь верно считывал элементы интерфейса во всех состояниях экрана и чтобы интерфейс соответствовал стандартам доступности. То есть в части UI дизайнер продолжает думать про UX-дизайн. Здесь также происходит проверка решения и его улучшение.
Но работа маркетологов и дизайнеров на этом не заканчивается. Есть этапы разработки и тестирования, а также поддержка продукта, где всегда есть обратная связь, которая может запустить новые процессы исследования, прототипирования, проектирования, разработки и тестирования.
Разработка интернет-магазина - это объёмный, сложный процесс, который требует только системного подхода. Соблюдение описанного пайплайна позволит успешно открыть конкурентноспособный интернет-магазин, а также обеспечить соблюдение законодательства, непрерывный рост продукта и сформировать его имидж.
Спасибо за внимание!